На борту разбившегося на Синае A321 сработало взрывное устройство. Россия официально признала, что на борту А321 произошел взрыв Найти в любой точке планеты и покарать

За всю историю отечественной авиации зафиксированы как минимум пять случаев взрыва бомб на борту пассажирских авиалайнеров. Три из них произошли в СССР, два — в постсоветский период в России

1971 год. Взрыв на борту Ту-104 в районе аэропорта Внуково

10 октября 1971 года самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления гражданского воздушного флота должен был выполнить два рейса по маршруту Симферополь — Москва — Симферополь. В 19:02 самолет благополучно завершил полет до Москвы, приземлившись в аэропорту Внуково.

Сразу после посадки экипаж приступил к подготовке к обратному рейсу в Симферополь.

В 20:16 рейс 773 с 18 пассажирами и 7 членами экипажа поднялся в воздух. Однако всего спустя минуту Ту-104 перестал отвечать на вызовы диспетчеров. В 20:17 самолет рухнул на землю неподалеку от деревни Бараново Наро-Фоминского района Московской области, в 10 километрах юго-западней Внуково. Все 25 человек на борту погибли.

Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся. Фото: Википедия

Расследование установило, что через считаннные секунды после взлета на борту произошел взрыв. Разрушило левую сторону фюзеляжа и несущие элементы левого крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. У теряющего высоту лайнера разрушился багажный отсек, из салона выбросило часть пассажирских сидений. Спустя несколько секунд Ту-104 рухнул на землю.

Обследование обломков показало наличие признаков горения и частиц тротила. Комиссия установила, что бомба весом 400—800 грамм тротила был спрятана между стойкой сидения и стенкой.

Расследование не смогло установить, кто именно являлся организатором и исполнителем теракта.

1973 год. Взрыв Ту-104 в Пулково

23 апреля 1973 года самолет Ту-104 1-го Ленинградского авиаотряда Северного территориального управления гражданского воздушного флота выполнял рейс 2450 по маршруту Ленинград — Москва. В 14:25 по московскому времени лайнер с 51 пассажиром и 6 членами экипажа вылетел из аэропорта Пулково.

Через 9 минут полета 47-летний пассажир Иван Бидюк передал стюардессе письмо для пилотов. Главным в путанном тексте на четырех листах было требование изменить курс и совершить посадку в Стокгольме. В противном случае Бидюк обещал взорвать самолет.

Командир Ту-104 Вячеслав Янченко подал сигнал бедствия и принял решение вернуться в Пулково. Бортмеханик Викентий Грязнов , получил от командира табельное оружие, чтобы обезвредить преступника, однако выяснилось, что бомба, которую бандит держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки. Поэтому Грязнов попытался успокоить преступника, убеждая его, что Ту-104 уже на пути в Стокгольм. При этом бортмеханик не давал Бидюку проникнуть в кабину экипажа.

Ту-104 сразу после посадки. Фото: Википедия

Обманывать террориста удавалось вплоть до того, как самолет пошел на посадку в Пулково. Поняв, что его одурачили, Бидюк привел в действие взрывное устройство. В результате взрыва погибли сам террорист и бортмеханик Грязнов, были повреждены рули высоты и гидросистема. Передняя стойка шасси не зафиксировалась и сложилась при посадке, так что фюзеляж после касания земли носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Это вызвало возгорание, которое быстро было ликвидировано наземными службами. Благодаря этому больше погибших не было.

Закрытым указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1973 года за проявленные мужество и героизм командир Ту-104 Вячеслав Янченко и погибший бортмеханик Викентий Грязнов были удостоены звания «Герой Советского Союза». Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

1973 год. Взрыв Ту-104 под Читой

17 мая 1973 года самолет Ту-104 Иркутского авиаотряда Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота вылетел из московского аэропорта Домодедово, выполняя рейс 109 Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита. Вылет из Москвы состоялся в 18:12. После промежуточных посадок в Челябинске и Новосибирске в Иркутске произошла смена экипажа. К моменту вылета в Читу на борту находились 72 пассажира (из них 4 ребенка) и 9 членов экипажа.

Спустя некоторое время с борта Ту-104 был подан сигнал опасности, а затем командир корабля доложил, что из салона поступило требование изменить курс.

Вслед за этим с лайнера был вновь передан кодированный сигнал опасности. Затем Ту-104 исчез с экранов радаров.

ТУ-104 -первый советский реактивный пассажирский самолёт. Фото: РИА Новости

В 10:55 по местному времени вертолет Ми-8 обнаружил обломки самолета в 97 километрах западнее Читы разбросанными строго по трассе на протяжении 10 километров. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.

Свидетели показали, что наблюдали самолет, который взорвался в воздухе. После этого на землю стали падать обломки и люди.

В ходе расследования было установлено, что попытку угона воздушного судна совершил 32-летний Чингис Юнус-оглы Рзаев . Мужчина, поднявшийся на борт в Иркутске, имел при себе взрывное устройство мощностью в 5,5 - 6 килограммов тротила. Рзаев потребовал изменить курс и совершить посадку в Китае.

Обезвредить террориста попытался сопровождавший авиалайнер сотрудник милиции Владимир Ежиков . Страж порядка выстрелил в Рзаева, причинив ему смертельное ранение, однако умирающий преступник привел в действие взрывное устройство.

2004 год. Взрыв Ту-134 над Тульской областью

24 августа 2004 года в 22:30 по московскому времени самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1303 по маршруту Москва — Волгоград. На его борту находились 34 пассажира и 9 членов экипажа.

В 22:54 произошел сильный взрыв в хвостовой части самолета. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки Ту-134 упали в 2 километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Все 43 человека, находившиеся на борту, погибли.

В ходе расследования было установлено, что взрыв был осуществлен 30-летней террористкой-смертницей Аминат Нагаевой.

2004 год. Взрыв Ту-154 над Ростовской областью

24 августа 2004 года в 21:35 по московскому времени самолет Ту-154 авиакомпании « Сибирь» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1047 по маршруту Москва — Сочи. На борту авиалайнера находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53 произошел мощный взрыв в хвостовой части. В борту Ту-154 образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж боролся до последнего, однако в 22:55 лайнер рухнул в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Все, кто находился на борту, погибли. Часть обломков Ту-154 упала на жилые дома, но на земле никто не пострадал.

Бортовые самописцы самолетов Ту-134 и Ту-154, потерпевших крушение 24 августа 2004 г. Фото: РИА Новости

В ходе расследования было установлено, что теракт был осуществлен 37-летней смертницей Сацитой Джебирхановой.

Были установлены лица, по вине которых террористки смогли попасть на борт самолетов. Капитан милиции Михаил Артамонов был приговорен к 7 годам лишения свободы, билетный спекулянт Армен Арутюнян и контролер Николай Коренков — к полутора годам лишения свободы.

МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. Следствие заключило, что на борту российского самолета, разбившегося в Египте, был совершен теракт. Россия найдет террористов, виновных в крушении А321, в любой точке планеты, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе совещания об итогах расследования причин крушения самолета, сообщает сайт Кремля.

Путин поручил усилить работу боевой авиации РФ в Сирии, а также попросил МИД РФ обратиться к партнерам за содействием в поиске и наказании преступников.

"В совещании приняли участие министр обороны Сергей Шойгу, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, начальник Генерального штаба Вооружённых сил Валерий Герасимов, министр иностранных дел Сергей Лавров, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков", — говорится в сообщении Кремля.

Доказательства теракта

ФСБ: экспертизы выявили следы взрывчатого вещества на A321 В результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства, заявил глава ФСБ Александр Бортников.

Совещание в Кремле прошло в понедельник поздно вечером. Бортников доложил о причинах крушения российского пассажирского самолета 31 октября. Он отметил, что исследованы личные вещи пассажиров, багаж и части самолета, разбившегося в Египте.

"В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства", — заявил Бортников.

Вывод специалистов подтвердил страшную версию теракта. "На борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло "разваливание" самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии", — сообщил глава ФСБ о данных исследования.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт", — констатировал он.

Найти в любой точке планеты и покарать

ФСБ: на борту A321 в полете сработало самодельное взрывное устройство В ходе исследования личных вещей и элементов российского авиалайнера было установлено, что во время полета на борту самолета сработала бомба мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте.

Реакция президента последовала мгновенно: террористов надо найти и покарать, где бы они сейчас не находились.

"Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем", — заявил Путин.

Глава государства подчеркнул, что еще не забыты взрывы в Волгограде в декабре 2013 года.

ФСБ признала терактом катастрофу A321 над Синаем Исследование личных вещей и элементов самолета, экспертизы выявили следы взрывчатого вещества на А321, что свидетельствует о том, что на борту самолета произошел теракт, сообщил глава ФСБ Александр Бортников.

"Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних, так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли", — отметил Путин.

Теракт на борту самолета, по его словам, также относится к числу наиболее кровавых.

"Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников", — резюмировал президент РФ.

Усилить операцию в Сирии и обратиться к партнерам

МВД РФ готово к любым вариантам осложнения ситуации из-за терактов У российских стражей правпорядка есть опыт реагирования на террористические вызовы и угрозы, заявил глава МВД, добавив при этом, что все необходимые меры для обеспечения безопасности граждан будут обеспечены.

Сразу же после получения доказательств о теракте президент дал поручения Министерству обороны, Генеральному штабу и МИД, заверяя всех, что террористы не уйдут от наказания.

"Мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае — внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом", — сказал он.

"Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно", — сказал Путин, попросив Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения. "Я проверю, как идёт работа", — подчеркнул он.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнёрам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей", — обратился президент к внешнеполитическому ведомству.

Депутат ГД призвал усилить безопасность в связи с угрозой терактов Необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности как на воздушном транспорте, где высока степень террористической угрозы, так и внутри страны, заявил депутат Госдумы Дмитрий Горовцов.

Путин подчеркнул, что Россия будет действовать в соответствии со статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций, предусматривающей право государств на самооборону. При этом он добавил, что наказание понесут также и укрыватели преступников.

"Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах", — сказал президент РФ, попросив спецслужбы сосредоточиться на этой работе.

Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus-321 авиакомпании "Когалымавиа", который летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.

ВСЕ ФОТО

Во вторник также стало известно, что российские спецслужбы объявили крупную награду за информацию о причастных к теракту на борту А321. "Федеральная служба безопасности обращается к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 миллионов долларов США", - говорится в сообщении Центра общественных связей ФСБ РФ.

"Мы их найдем в любой точке планеты и покараем"

В ответ на заявление Бортникова президент Владимир Путин на совещании в Кремле пообещал найти и покарать всех террористов, устроивших этот теракт. Глава государства обратился к собравшимся с речью:

"Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних, так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли.

Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников.

Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем.

При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае - внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом.

Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно.

Я прошу Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения. Я проверю, как идет работа.

Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей.

Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающей право государств на самооборону.

Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах.

Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе".

На Западе в версии теракта практически не сомневались

Cамолет А321 авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился 31 октября на севере Синайского полуострова. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Западные официальные лица уже через пару дней после катастрофы заявили, что, по всей видимости, крушение произошло в результате теракта - самолет упал из-за взрыва пронесенной на борт бомбы. В то же время российские власти, хотя и наложили временный запрет на полеты российской авиации в Египет, буквально до последнего времени заявляли, что ключевой версии катастрофы пока нет, и призывали не делать скоропалительных выводов.

Примечательно, что Владимир Путин, хотя и не говорил о версии теракта, однако, выразив на четвертый день после катастрофы соболезнования родным погибших, заверил , что "запугать Россию никому не удастся". Через несколько дней премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прямо объявил, что на борту российского самолета мог произойти теракт.

Путин, который утром в понедельник рассказал на встрече в рамках саммита G20 в Турции с премьер-министром Италии Маттео Ренци о скором завершении следствия по делу о крушении самолета, еще накануне вечером призывал журналистов не торопиться с выводами о причинах катастрофы. "Да, мы знаем о всех версиях, все версии рассматриваются", - уклончиво сказал глава государства на пресс-конференции по итогам саммита G20, подчеркнув, что "окончательный вывод можно будет сделать после проведения и завершения экспертиз".

Ранее сообщалось, что в Москву были доставлены смывы и соскобы с фрагментов А321 для проведения проверки на содержание взрывчатки. Во вторник источник, знакомый с ходом расследования, рассказал "Интерфаксу" , что следы взрывчатых веществ на обломках были выявлены при помощи спектрального анализа.

Отметим, что на Западе в последние дни практически не сомневались в версии теракта. Так, накануне в опубликованном британскими властями сообщении говорилось, что Лондон планирует изменить подход к авиационной безопасности из-за этой авиакатастрофы. Причем в пресс-релизе однозначно отмечалось, что причиной крушения был теракт, организованный, вероятнее всего, группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ).

Российские же силовики до последнего не давали никаких комментариев относительно крушения A321. На прошлой неделе в администрации президента РФ пояснили причины столь странного на фоне многочисленных сообщений западной прессы молчания представителей силовых ведомств РФ о версиях катастрофы. "Разведка не должна трезвонить. Как правило, сообщения передаются, когда разведка провалилась", - заявил глава АП Сергей Иванов.

Боевики ИГ заявляли, что организовали взрыв на A321

Боевики ИГ с момента крушения неоднократно заявляли , что именно они организовали теракт, в результате которого разбился российский лайнер, - в качестве мести за бомбардировки РФ в Сирии.

Пресса называла и конкретное имя организатора, приводя данные британской разведки о том, что виновен в теракте египетский проповедник Абу Усама аль-Масри , именующий себя "эмиром ИГ в Синайском вилайяте". Ранее он разместил в интернете аудиозапись с признанием в причастности к катастрофе.

В Кремле же настойчиво призывали не связывать крушение А321 с военной операцией России в Сирии. "Какие-то гипотетические размышления на этот счет неуместны. И потом, это абсолютно разные измерения, абсолютно разные вопросы. Не нужно это увязывать", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в начале ноября, отвечая на вопрос, может ли повлиять на ход операции России в Сирии подтверждение такой версии причины катастрофы, как теракт. После введенного Путиным запрета на полеты российских авиакомпаний в Египет Песков также заявил, что решение не означает , что основной версией следствия о причинах крушения А321 является теракт.

Тем не менее теперь, когда версия теракта официально подтверждена, Путин напрямую увязал возмездие террористам с военной операцией в Сирии, заявив, что вылеты российской авиации в Сирии, бомбящей, по данным Минобороны, позиции ИГ, не только продолжатся, но и будут усилены. Таким образом, хотя президент и не назвал в качестве виновных боевиков ИГ, он дал понять, что в теракте замешаны именно они.

Менее чем за полгода на Ближнем Востоке, который сегодня является самым нестабильным и «горячим» регионом мира, произошло два крупнейших теракта с пассажирскими авиалайнерами. Один из них российский. Похоже, террористы радикальных исламских группировок сделали ставку на атаку против гражданской авиации.

Осень 2015 года была омрачена для России самым крупным в истории гражданской авиации страны воздушным терактом: 31 октября 2015 года самолет компании «Кагалымавиа» был взорван в небе над Синайским полуостровом над территорией Египта. Погибло 214 человек. И вот – ровно через шесть месяцев – новый теракт в этом же регионе. 19 мая самолет Airbus A320 компании EgyptAir, вероятнее всего, был уничтожен над Средиземным морем. На борту находились 66 человек.

Российский самолет выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. Самолет египетской компании – рейс MS804 из Парижа в Каир. С самолетом египетской компании пока еще не всё ясно. Он просто пропал с экранов радаров, с ним была утрачена связь, и долгое время о судьбе лайнера ничего не было известно.

Однако позже обломки пропавшего аэробуса были обнаружены в Средиземном море к югу от греческого острова Карпатос в юго-восточной части Эгейского моря. Стало понятно, что если теракт и не единственная версия катастрофы, то явно основная.

На обоих бортах большинство пассажиров были туристами, летевшими отдыхать на курорты Египта или возвращавшимися оттуда. И вот два крупных теракта в течение довольно короткого времени. И цель террористов достигнута. Нанесен ошеломительный удар по египетской экономике, для которой сегодня в нынешнем, кризисном и нестабильном в политическом плане состоянии туризм является чуть ли не единственным источником доходов. Кроме того эти происшествия вызвали серьезный резонанс во всем мире.

Самолеты являются не случайным выбором для террористов всего мира. Главное оружие террористов вовсе не взрывчатка. Главное оружие: максимальная гласность, паника и страх. И именно гражданская авиация – самый удобный инструмент. Теракт направлен не только на людей, которые находятся на борту воздушного судна, уничтожаемого террористами. Но и на членов их семей, на всех тех, для кого катастрофа в небе будет не просто строчкой в газетных сообщениях. А будет чем-то личным и близким.

Кроме того, несмотря на то, что авиация не является самым опасным видом транспорта – это только распространенный миф, катастрофы на железной дороге гораздо более часты – противодействовать терактам в авиации очень сложно. Меры безопасности в аэропортах уже близки к абсурдному пределу, скоро из-за проверок придется приезжать в аэропорт за 4-5 часов до рейса, чтобы пройти все необходимые рубежи проверок. Но даже это не обеспечивает полную безопасность. Авиация из всех видов транспорта наиболее уязвима.

Кроме того, разрушение воздушного судна на высоте до 10 километров при скорости минимум 600 километров в час не оставляет шансов никому из находящихся на борту людей. Их гибель практически неизбежна. И счет жертвам каждый раз идет на десятки, а то и на сотни человек.

Мы напомним о самых крупных терактах в воздухе, которые случились в последней четверти XX и начале XXI веков.

  1. Атака 11 сентября 2001 года в США

Это самая знаменитая и самая крупная и, пожалуй, самая эффективная террористическая атака в истории человечества , если конечно, не причислять к терактам (а это было бы логичным) трагедии Герники, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки.

Группа террористов 11 сентября 2001 года угнала сразу четыре авиалайнера и использовала их как воздушные брандеры. В военно-морском флоте, брандеры – это корабли, предназначенные для тарана и подрыва кораблей противника. Террористы использовали гражданские воздушные суда точно таким же образом, атаковав несколько целей на территории США.

Этот теракт оставляет много вопросов. Несмотря на то, что ответственность за теракт взяли на себя «Аль-Каида» 1 , ультратеррористическая исламская организация ваххабитского толка и ее лидер Усама бен Ладен , остается много вопросов, кто и зачем организовал эту атаку.

Объекты и результаты атаки:

Нью-Йорк

1) Рейс 11 American Airlines, самолет Boeing 767-200. Врезался в северную сторону северной башни (ВТЦ-1) на уровне 94–98 этажа.

2) Рейс 175 United Airlines, самолет Boeing 767-200. Врезался в южную сторону южной башни (ВТЦ-2) на уровне 78–85 этажа.

Жертвы: 60 пассажиров и членов экипажа, более 600 человек, находившихся на верхних этажах южной башни ВТЦ.

А всего в Нью-Йорке погибло 2753 человека.

Пентагон

3) Рейс 77 American Airlines, самолет Boeing 757-200. Врезался в здание штаб-квартиры минобороны США Пентагон в городе Арлингтон, штат Виргиния.

Жертвы: 125 человек на земле и 59 пассажиров и членов экипажа.

Пенсильвания

Рейс 93 United Airlines, самолет Boeing 757-200 (бортовой номер N591UA). Упал на поле возле городка Шанксвилл в юго-западной части Пенсильвании, не долетев 240 км до Вашингтона, который был целью террористов.

Жертвы: 40 человек.

  1. Ирландия, 23 июня 1985

Крупнейшая авиакатастрофа в нейтральных водах, первый теракт на самолетах Boeing-747 и крупнейший теракт в истории Канады. Тогда сикхскими террористами, борющиеся против властей Индии за отделение своего региона, был подорван в воздухе над Атлантикой индийский гражданский лайнер Boeing-747 авиакомпании AirIndia, летевший по маршруту Монреаль–Лондон–Дели–Бомбей.

Объекты и результаты атаки: рейс AI182 AirIndia Boeing 747-237B. Внутренний взрыв и полное разрушение авиалайнера в воздухе у берегов Ирландии в 70 километрах от ирландского города Корка.

Жертвы: 329 пассажиров и членов экипажа.

  1. Шотландия, 21 декабря 1988 года

Это был крупнейший теракт над территорией Британии. Над шотландским городом Локерби был взорван в воздухе авиалайнер Boeing-747, следовавший маршрутом Лондон–Нью-Йорк. Погибли не только пассажиры и экипаж воздушного судна, но и люди на земле. Обломки самолета рухнули прямо на жилые кварталы Локерби.

США и Британия тут же обвинили в теракте ливийские спецслужбы, причем ответственность за теракт была возложена лично на ливийского лидера Муаммара Кадаффи . Позже эта версия была поставлена под сомнение.

Объекты и результат атаки: рейс PA103 Pan American Boeing 747-121. Внутренний взрыв, полностью разрушивший авиалайнер в воздухе, обломки упали в пределах городской черты Локерби.

Жертвы: 259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей Локерби.

  1. Сахара, пустыня Тенере, 19 сентября 1989 года

Крупнейший воздушный теракт в центральной Африке и продолжение истории противостояния спецслужб Запада и ливийских властей. Лайнер McDonnell Douglas DC-10-30 французской авиакомпании Union de transports aériens (UTA), выполнявший рейс по маршруту Браззавиль–Нджамена–Париж, был взорван над пустыней Тенере в Нигерии в окрестностях города Бильма.

И снова были обвинены ливийские спецслужбы. И снова никто ничего не доказал.

Объекты и результат атаки: рейс UT-772 UTA самолет McDonnell Douglas DC-10-30. Внутренний взрыв и полное разрушение воздушного судна. Обломки упали в пустынной местности Тенере.

Жертвы: 170 пассажиров и членов экипажа.

  1. Египет, синайский полуостров, 31 октября 2015

Крупнейший теракт над территорией Египта и в истории российской гражданской авиации. В результате беспечности сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха террористам синайского подразделения запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» 1 (ИГ 1) удалось пронести на борт российского самолета взрывчатку. В результате авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании Metrojet («Когалымавиа»), следовавший из Шарм-эль-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, был взорван на севере Синайского полуострова в 100 км от города Эль-Ариш.

Объекты и результат атаки: рейс 9268 Airbus A321-231 Metrojet («Когалымавиа»). Внутренний, взрыв, полностью разрушивший воздушное судно.

Жертвы: 224 пассажиров и членов экипажа.

С каждым годом опасность террористических атак возрастает. И стоит надеяться, что участие России в борьбе мировым терроризмом остановит, наконец, эту тревожную тенденцию.

Скачать оригинал:

1 Организация запрещена на территории РФ.

Крупнейшая в истории российской и советской авиации авиакатастрофа произошла утром 31 октября на Синайском полуострове. Самолет «Когалымавиа», следовавший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился через 23 минуты после вылета. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли.

Ответственность за крушение A321 дважды взяла на себя террористическая и запрещенная в России организация «Исламское государство». Однако сначала в Минтрансе назвали эту информацию недостоверной. Египетские власти также отказались признавать версию теракта.

Впервые о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы начали сообщать западные СМИ. Версию о теракте считали «весьма вероятной» власти США и Великобритании, ссылаясь на данные разведки. Би- би-си со ссылкой на свои источники сообщало, что бомбу могли пронести на борт самолета непосредственно перед его вылетом. The Sunday Times даже называла взрыва. По данным издания, им мог быть Абу Осама аль-Масри — главарь местной террористической организации «Синайская провинция», которая присягнула «Исламскому государству».

Полеты в Египет уже через три дня после авиакатастрофы запретил ряд стран и авиакомпаний, но Москва приняла такое решение только 6 ноября. Сначала в Кремле запрет на полеты в Египет с тем, что приоритетной версией крушения A321 является теракт. Однако позже премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что версия теракта все же .

8 ноября участник расследования крушения A321 сообщил Reuters , что следователи на 90% уверены в том, что звук, записанный самописцем в последние секунды полета, . На следующий день разведка США заявила, что российские чиновники , однако до сих пор Москва не называла ни одной приоритетной версии.

Взрывчатки мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте более чем достаточно, чтобы привести к авиакатастрофе, заявил РБК директор Научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Александр Фридлянд. По его словам, конструкция самолета представляет собой набор силовых элементов и оболочек. Если нарушить герметичность этих элементов, то самолет буквально разрывает, поскольку в салоне лайнера давление как на земле и разряженное за бортом. «То есть самолет взрывается как шарик», - отметил Фридлянд. По его мнению, взрывчатка могла располагаться в хвостовой части самолета, вероятно, в багажном отсеке, поскольку эта часть A321 приземлилась отдельно от остальных обломков.